Сертификация персонала НК в отрасли железнодорожного транспорта
Источник - статья Г. Я. Дымкина опубликованная в журнале «В мире НК» № 2(48). 2010.
Другие статьи на тему аттестации специалистов и лабораторий неразрушающего контроля можно посмотреть в разделе Статьи.
Сертификация персонала НК в отрасли железнодорожного транспорта проводится с 1998 г. в рамках Системы добровольной сертификации персонала в области НК – ССПНК (зарегистрирована в системе Ростехрегулирования под ¹ РОСС RU.0001.04ЮА00 и перерегистрирована под ¹ РОСС RU.0001.03Н300) и в соответствии с отраслевым нормативным документом ПР 32.113-98 [1], введение которого отразило понимание в МПС России важной роли независимой проверки знаний и навыков работников, выполняющих НК, в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Методическое руководство Системой сертификации персонала по НК объектов железнодорожного транспорта (ССПНК ЖТ) осуществляет «Отраслевой учебно-методический и аттестационный центр по неразрушающему контролю и диагностике технических объектов» (НК-Центр) – филиал ФГУП «Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта», который выполняет функции экспертной организации в области НК и ведет Реестр ССПНК ЖТ, включающий реестры уполномоченных органов, экзаменационных и учебных центров, признанных в ССПНК ЖТ, а также реестр сертифицированного персонала по НК.
Сертификацию по акустическому (А), магнитному (М), вихретоковому (Вт) видам и акустико-эмиссионному (АЭ) методу НК объектов железнодорожного пути и подвижного состава при их производстве, эксплуатации и ремонте проводят 11 уполномоченных органов и экзаменационных центров (табл. 1). За истекшие годы сертифицировано более 2640 специалистов по НК – работников ОАО «РЖД» и других предприятий всех форм собственности, выполняющих производство и ремонт технических средств железнодорожного транспорта: деталей и узлов вагонов (58,2 %), локомотивов (17,7 %), рельсов (22,4 %), сварных конструкций искусственных сооружений (1,7 %). Распределение сертифицированных специалистов по уровням квалификации и видам НК (рис. 1) подтверждают как общие для всех отраслей промышленности потребности в специалистах различного уровня, так и особенности железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения.
Введение дополнительных «отраслевых» требований к процедурам сертификации, а также к органам по сертификации и учебным центрам по подготовке специалистов к сертификации способствовало обеспечению единого методического уровня и объективности оценки квалификации специалистов по НК ответственных объектов железнодорожного транспорта.
Как известно, ССПНК является лишь одной из нескольких систем добровольной сертификации персонала по НК (или «аттестации», что в отечественной практике, по существу, одно и то же), зарегистрированных и более или менее активно действующих в настоящее время в России.
Анализ международных норм, регулирующих сертификацию персонала по НК, зарубежного и отечественного опыта сертификации, а также более чем 10-летний опыт проведения сертификации на железнодорожном транспорте подтверждает многократно декларируемую всеми участниками процесса необходимость восстановления единой национальной системы сертификации персонала по НК.

Рис. 1. Распределение персонала по НК, сертифицированного в соответствии с ПР 32.113-98, по уровням квалификации (а): зеленый, оранжевый и синий цвета – I, II и III уровни соответственно; и по видам (методам) НК (б): синий, желтый, красный и фиолетовый цвета – акустический, вихрето-ковый, магнитный и акустико-эмиссионный контроль соответственно
Основой для объединения (взаимного признания) действующих систем могут, по нашему мнению, стать новые нормативные документы, гармонизированные с международными стандартами и устанавливающие единые процедуры сертификации, формы удостоверений, требования к кандидатам и методические основы проведения базовых и общих экзаменов по видам (методам) НК. Перечень производственных секторов должен отражать отраслевое деление объектов контроля, а содержание и процедуры проведения специальных и практических экзаменов должны соответствовать отраслевым требованиям. При этом удельный вес проверки знаний кандидата должен быть перенесен с общего на специальный экзамен, а основной упор при сертификации на I и II уровни сделан на практическом экзамене, проводящем-ся в экзаменационных центрах, осна-щенных большим количеством образцов объектов контроля.
Для реализации та-кого подхода должны быть решены соот-ветствующие научно-методические зада-чи – пересмотр программ сертификации по всем видам НК и производственным секторам и перечней экзаменационных вопросов с существенным увеличением их количества. Наконец, следует устано-вить и ввести в практику правила и про-цедуры экспертизы и признания органов сертификации персонала по НК отрасле-выми органами государственной власти, в необходимых случаях органами надзо-ра и работодателями – саморегулируе-мыми организациями, некоммерчески-ми партнерствами предприятий и т. п. Представляется, что модернизация системы сертификации персонала мо-жет проводиться одновременно с об-суждением и введением в России ново-го унифицированного государственного стандарта, касающегося квалификации и сертификации персонала по НК.
Табл. 1. Выписка из реестра Уполномоченных органов и Экзаменационных центров, признанных в ССПНК ЖТ
Наименование Уполномоченного органа (Экзаменационного центра) по сертификации | Вид НК |
Уполномоченные органы (УО) | |
УО НК-Центр (филиал НИИ мостов), Санкт-Петербург | А, М |
УО «Уральский центр аттестации», Екатеринбург | А, М, Вт, АЭ |
УО «Транссиб» при Сибирском государственном университете путей сообщения, г. Новосибирск | А, М, АЭ |
Дорожный УО при Омском государственном университете путей сообщения | А, Вт, М |
УО при Ижевском государственном техническом университете | А, М, АЭ |
Экзаменационные центры (ЭЦ) | |
ЭЦ по НК при Петербургском государственном университете путей сообщения | А, М |
ЭЦ по НК «Импульс» Дорожного центра обучения Восточно-Сибирской ж. д., г. Иркутск | А |
ЭЦ по НК «Сигнал» Красноярской ж. д., г. Красноярск | А, М |
ЭЦ «Технология» Дорожного центра обучения Забайкальской ж. д., г. Чита | А, М |
Дорожный ЭЦ «Юго-Восток НК» при Воронежском филиале РГОТУПС | А |
ЭЦ по НК на базе Челябинского института путей сообщения | А, Вт, М |
Обозначения. Виды (методы) НК: А – акустический, М – магнитный, Вт – вихретоковый, АЭ – акустико-эмиссионный
Литература
1. ПР 32.113-98. Правила сертификации спе-циалистов по неразрушающему контролю техни-ческих объектов железнодорожного транспорта