Источник - статья Г. Я. Дымкина опубликованная в журнале «В мире НК» № 2(48). 2010.
Другие статьи на тему аттестации специалистов и лабораторий неразрушающего контроля можно посмотреть в разделе Статьи.

Сертификация персонала НК в отрасли железнодорожного транспорта проводится с 1998 г. в рамках Системы добровольной сертификации персонала в области НК – ССПНК (зарегистрирована в системе Ростехрегулирования под ¹ РОСС RU.0001.04ЮА00 и перерегистрирована под ¹ РОСС RU.0001.03Н300) и в соответствии с отраслевым нормативным документом ПР 32.113-98 [1], введение которого отразило понимание в МПС России важной роли независимой проверки знаний и навыков работников, выполняющих НК, в обеспечении безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Методическое руководство Системой сертификации персонала по НК объектов железнодорожного транспорта (ССПНК ЖТ) осуществляет «Отраслевой учебно-методический и аттестационный центр по неразрушающему контролю и диагностике технических объектов» (НК-Центр) – филиал ФГУП «Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии Федерального агентства железнодорожного транспорта», который выполняет функции экспертной организации в области НК и ведет Реестр ССПНК ЖТ, включающий реестры уполномоченных органов, экзаменационных и учебных центров, признанных в ССПНК ЖТ, а также реестр сертифицированного персонала по НК.

Сертификацию по акустическому (А), магнитному (М), вихретоковому (Вт) видам и акустико-эмиссионному (АЭ) методу НК объектов железнодорожного пути и подвижного состава при их производстве, эксплуатации и ремонте проводят 11 уполномоченных органов и экзаменационных центров (табл. 1). За истекшие годы сертифицировано более 2640 специалистов по НК – работников ОАО «РЖД» и других предприятий всех форм собственности, выполняющих производство и ремонт технических средств железнодорожного транспорта: деталей и узлов вагонов (58,2 %), локомотивов (17,7 %), рельсов (22,4 %), сварных конструкций искусственных сооружений (1,7 %). Распределение сертифицированных специалистов по уровням квалификации и видам НК (рис. 1) подтверждают как общие для всех отраслей промышленности потребности в специалистах различного уровня, так и особенности железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения.

Введение дополнительных «отраслевых» требований к процедурам сертификации, а также к органам по сертификации и учебным центрам по подготовке специалистов к сертификации способствовало обеспечению единого методического уровня и объективности оценки квалификации специалистов по НК ответственных объектов железнодорожного транспорта.

Как известно, ССПНК является лишь одной из нескольких систем добровольной сертификации персонала по НК (или «аттестации», что в отечественной практике, по существу, одно и то же), зарегистрированных и более или менее активно действующих в настоящее время в России.

Анализ международных норм, регулирующих сертификацию персонала по НК, зарубежного и отечественного опыта сертификации, а также более чем 10-летний опыт проведения сертификации на железнодорожном транспорте подтверждает многократно декларируемую всеми участниками процесса необходимость восстановления единой национальной системы сертификации персонала по НК.

Распределение персонала по НК

Рис. 1. Распределение персонала по НК, сертифицированного в соответствии с ПР 32.113-98, по уровням квалификации (а): зеленый, оранжевый и синий цвета – I, II и III уровни соответственно; и по видам (методам) НК (б): синий, желтый, красный и фиолетовый цвета – акустический, вихрето-ковый, магнитный и акустико-эмиссионный контроль соответственно

Основой для объединения (взаимного признания) действующих систем могут, по нашему мнению, стать новые нормативные документы, гармонизированные с международными стандартами и устанавливающие единые процедуры сертификации, формы удостоверений, требования к кандидатам и методические основы проведения базовых и общих экзаменов по видам (методам) НК. Перечень производственных секторов должен отражать отраслевое деление объектов контроля, а содержание и процедуры проведения специальных и практических экзаменов должны соответствовать отраслевым требованиям. При этом удельный вес проверки знаний кандидата должен быть перенесен с общего на специальный экзамен, а основной упор при сертификации на I и II уровни сделан на практическом экзамене, проводящем-ся в экзаменационных центрах, осна-щенных большим количеством образцов объектов контроля.

Для реализации та-кого подхода должны быть решены соот-ветствующие научно-методические зада-чи – пересмотр программ сертификации по всем видам НК и производственным секторам и перечней экзаменационных вопросов с существенным увеличением их количества. Наконец, следует устано-вить и ввести в практику правила и про-цедуры экспертизы и признания органов сертификации персонала по НК отрасле-выми органами государственной власти, в необходимых случаях органами надзо-ра и работодателями – саморегулируе-мыми организациями, некоммерчески-ми партнерствами предприятий и т. п. Представляется, что модернизация системы сертификации персонала мо-жет проводиться одновременно с об-суждением и введением в России ново-го унифицированного государственного стандарта, касающегося квалификации и сертификации персонала по НК.

Табл. 1. Выписка из реестра Уполномоченных органов и Экзаменационных центров, признанных в ССПНК ЖТ

Наименование Уполномоченного органа (Экзаменационного центра) по сертификации Вид НК
Уполномоченные органы (УО)
УО НК-Центр (филиал НИИ мостов), Санкт-Петербург А, М
УО «Уральский центр аттестации», Екатеринбург А, М, Вт, АЭ
УО «Транссиб» при Сибирском государственном университете путей сообщения, г. Новосибирск А, М, АЭ
Дорожный УО при Омском государственном университете путей сообщения А, Вт, М
УО при Ижевском государственном техническом университете А, М, АЭ
Экзаменационные центры (ЭЦ)
ЭЦ по НК при Петербургском государственном университете путей сообщения А, М
ЭЦ по НК «Импульс» Дорожного центра обучения Восточно-Сибирской ж. д., г. Иркутск А
ЭЦ по НК «Сигнал» Красноярской ж. д., г. Красноярск А, М
ЭЦ «Технология» Дорожного центра обучения Забайкальской ж. д., г. Чита А, М
Дорожный ЭЦ «Юго-Восток НК» при Воронежском филиале РГОТУПС А
ЭЦ по НК на базе Челябинского института путей сообщения А, Вт, М

Обозначения. Виды (методы) НК: А – акустический, М – магнитный, Вт – вихретоковый, АЭ – акустико-эмиссионный

Литература

1. ПР 32.113-98. Правила сертификации спе-циалистов по неразрушающему контролю техни-ческих объектов железнодорожного транспорта

Лидеры продаж

Image Caption

Шаблон Ушерова-Маршака - 890 рублей с НДС

Image Caption
Image Caption
Image Caption

Комплект ВИК "Сварщик"

Image Caption

Комплект ВИК "Энергетик"

Image Caption

Учебные плакаты по неразрушающему контролю

Image Caption

Фотоальбом дефектов основного металла

Image Caption

Комплект ВИК "Поверенный"

Image Caption

Гель для УЗК «Сигнал-1»

Image Caption

Универсальный шаблон сварщика УШС-3

Image Caption

Альбом радиографических снимков

Image Caption

Магнитный прижим П-образный

Поиск

Документы

ОПРОС:
Какое оборудование кроме НК вас интересует:

 
Яндекс.Метрика
Наш канал на YouTube